Одним из условий эффективной реализации реформы железнодорожного транспорта Минтранс считает введение инвестиционной составляющей в тарифе на грузовые перевозки. Только это позволит преодолеть нарастающий дефицит ресурсов, необходимых для увеличения пропускной способности магистралей.
В ходе расширенного заседания коллегии министерства глава ведомства Игорь Левитин заявил, что в случае отказа от введения инвестиционной составляющей в тариф на грузовые железнодорожные перевозки объём капвложений в отрасль до 2015 года сократится на 950 млрд руб.
«В случае непринятия положительного решения по данному вопросу не будет реализовано большинство проектов подпрограммы „Железнодорожный транспорт“, в том числе по усилению подходов к портам Северо-Западного и Южного бассейнов», — сказал он.
Ранее правительством был утверждён рост тарифов на перевозки в 2012 году на 7,4%. Минтранс предлагает добавить к этой планке ещё 4% как инвестсоставляющую. При этом ведомство считает обоснованным объём субсидий на грузовые перевозки в размере до 40 млрд руб.
По словам первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, принимавшего участие в заседании, недостаток инвестиций до 2020 года, по минимальным оценкам компании, превышает 2 трлн руб.
Он отметил, что компания подготовила предложения по увеличению инвестиций. Прежде всего необходимо привести тарифы к экономически обоснованному уровню. Кроме того, требуется разработать модель «сетевого контракта». В ближайшее время компанией будет представлена концепция такой модели. Следует также создать механизм выпуска государственных инфраструктурных облигаций.
На коллегии обсуждались и возможные способы аккумулирования финансов железнодорожной отрасли страны на важные проекты. В частности, предлагается отменить субсидирование перевозок в плацкартных и общих вагонах в поездах международного сообщения.
«Я уже неоднократно говорил, что за пассажиры ездят в этих вагонах, в частности на среднеазиатском направлении. Российских граждан там давно нет, а мы продолжаем субсидировать эти перевозки», — заявил на заседании вице-премьер Сергей Иванов.
По его мнению, необходимо выходить из этого механизма в международном сообщении и субсидировать только российских граждан при их перемещении по территории России.
С 2011 года пассажирские перевозки перестали дотироваться за счёт грузовых. С нынешнего года их должны субсидировать региональные бюджеты, кроме того, средства на эти цели заложены и в федеральном бюджете. По оценкам РЖД, в 2009 году убыток компании от пригородных перевозок по России составил 27,5 млрд руб.
В 2010 году правительством было дано прямое поручение органам власти разработать и реализовать комплекс мер, в том числе законодательного характера, обеспечивающих безубыточность пригородных перевозок уже с текущего года. Однако до настоящего времени при распределении дотаций на 2011 год Минфином не выделены регионам необходимые средства для формирования источников оплаты государственного заказа.
«Мы надеемся при поддержке Министерства транспорта в ближайшее время решить этот вопрос, — заявил в ходе заседания коллегии первый вице-президент ОАО „РЖД“ Вадим Морозов. — Хочу подчеркнуть, что РЖД готовы к передаче на паритетных с регионами условиях основных фондов пригородного хозяйства в капиталы пригородных компаний, как только их деятельность станет безубыточной и они выйдут из зоны риска банкротства».
По словам заместителя министра транспорта Андрея Недосекова, на субсидирование пригородных перевозок в 2011 году в бюджете запланировано выделение 20 млрд руб. вместо ожидавшихся
25 млрд руб.
«Министерство финансов подтвердило, что 20 млрд есть в бюджете, мы рассчитывали на 25 млрд, будем пытаться искать ещё пять», — сказал он. Источником этих средств могут явиться грузовые перевозки.
Всего в 2011 году в федеральном бюджете запланировано выделение 50 млрд руб. на субсидирование пассажирских железнодорожных перевозок, из которых 30 млрд руб. пойдёт на дальнее сообщение.
Автор: Рина Мориц
Фото: www.gudok.ru
22.03.2011, 1340 просмотров.