Одной из важных характеристик грузового вагона является его грузоподъемность, под которой понимают максимально допускаемую конструкцией нагрузку вагона, устанавливаемую МПС с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.
Удельная грузоподъемность вагона — это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м' геометрического объема кузова (т/м').
Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной плотности груза, т. е. массе 1 м' груза в том виде и состоянии, в которых его перевозят по железным дорогам. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость вагона используется полностью, а грузоподъемность — не полностью, при большой плотности — наоборот.
При разработке планов перевозок грузов по железным дорогам используют показатели техническая норма загрузки и статическая нагрузка вагона.
Техническая норма загрузки вагона — это обязательное количество груза, которое должно быть погружено в данный тип вагона при полном использовании вместимости или грузоподъемности. Эта норма устанавливается для каждого конкретного типа вагона при загрузке его конкретным грузом (для вагонов — в тоннах, для контейнеров в килограммах). Сетевые технические нормы загрузки вагонов разрабатываются и устанавливаются МПС, местные- дорогами погрузки.
Статическая нагрузка вагона — это количество тонн погруженного груза, приходящееся в среднем на один вагон.
Система нумерации подвижного состава позволила в восьмизначном номере объединить неповторяющийся инвентарный номер, присвоенный данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую защиту достоверности считывания номера.
Первая цифра характеризует род подвижного состава: 2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 — изотермические вагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.).
Общим для всех грузовых вагонов (помимо номеров прочих вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодирование осности. Второй знак номера характеризует осность и основные характеристики вагона.
Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера — 6, у транспортеров — 9). Помимо осности, вторая цифра определяет: для крытых вагонов — объем кузова (0 — до 120 м', 1 — намного более 120 м', 4 — намного более 120 м' с уширенными дверными проемами), для платформ — длину рамы (0 — до 13,4 м, 2 — 13,4 м и больше), для четырехосных полувагонов- наличие люков в полу и торцовых дверей (0- с люками и торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8- с глухим кузовом), для цистерн — специализацию, для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции.
Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик не содержат. В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона (помимо рефрижераторных) переходной площадки. Восьмая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера.
Техническая характеристика универсальных платформ | |||
---|---|---|---|
Показатели | Модели | ||
13-401 | 13-4012 | 13-491 | |
Грузоподъёмность, т | 70 | 71 | 66,5 |
Масса валька (тара), т | 20,92 | 21,4 | 26,5 |
Площадь пола, кв. м | 36,8 | 36,8 | 52 |
База, мм: | |||
валька | 9720 | 9720 | 144400 |
тележки | 1850 | 1850 | нет |
Длина, мм: | |||
по осям сцепления автосцепок | 14620 | 14620 | 19620 |
по концевым балкам рамы | 13400 | 13400 | 18400 |
кузова внутри | 13300 | 13300 | 18300 |
Ширина, мм: | |||
максимальная | 3150 | 3150 | 3062 |
кузова внутри | 2770 | 2770 | 2760 |
Высота бортов, мм: | |||
продольных | 500 | 500 | 500 |
торцевых | 400 | 400 | 400 |
Высота от уровня головок рельсов, мм: | |||
максимальная | 1820 | 1820 | 1820 |
до уровня пола | 1310 | 1320 | 1320 |
до оси автосцепок | 1040-1080 | 1040-1080 | 1040-1080 |