Точность ежемесячного планирования не устраивает руководство ОАО «РЖД». Поэтому в компании будет рассматриваться вопрос о переходе на новые методики прогнозирования перевозок.
Неточность краткосрочных планов приводит к неприятным последствиям для компании. «В январе план погрузки перевыполнен на 6%, а грузооборот и доход компании больше чем на 4%. При этом мы дважды корректировали свои планы, — говорит руководитель департамента финансов компании Ольга Гнедкова. — В феврале мы также уже видим, что идёт перевыполнение. Но получается, что бюджет затрат мы устанавливаем под заниженные доходы. И даже когда получаем дополнительные средства, то не можем их использовать».
Как пояснил руководитель департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития Валерий Веремеев, департамент даёт в ЦФТО оценки потенциальной грузовой базы, исходя из макроэкономических прогнозов. Они выше, чем утверждённые компанией. Однако при планировании учитываются ограничения, связанные с работой самого ОАО «РЖД» и парка приватных грузовых вагонов. К примеру, департамент давал план погрузки на февраль в 3,4 млн тонн в сутки, однако реальный план ЦФТО принят меньше — 3,15 млн тонн.
Это происходит потому, что далеко не всё зависит от действий ОАО «РЖД». «Мы учитываем ограничения по стыкам железных дорог, по портам, по погранпереходам, — говорит генеральный директор ЦФТО Елена Кунаева. — Поэтому исходим не из конъюнктуры и потенциально возможной грузовой базы, а из гарантированно выполняемого плана».
«Нужно переходить на новый уровень планирования, — считает первый вице-президент ОАО „РЖД“ Вадим Морозов. — Возможно, нужно будет ввести новые показатели его качества».
Также Вадим Морозов поручил подготовить предложения по этому вопросу, с тем чтобы уже во втором квартале этого года уменьшить разрыв планов и реальности.
Елена Кунаева предложила перейти на поквартальную систему планирования, когда итоги подводятся по истечении этого срока. Квартальный план будет более точным, поскольку позволит учитывать долговременные тенденции и поможет выровнять двухнедельные циклы погрузки, когда в начале месяца грузовладельцы обычно раскачиваются, а во второй половине начинают активно возить. Ежемесячные показатели тоже необходимо оставить, но сделать их индикативными. Они нужны для служб эксплуатации и для нормирования.
Между тем в экономике приходится учитывать много различных и неожиданных факторов. К примеру, если через два месяца правительство выровняет вывозную пошлину на светлые и тёмные нефтепродукты, то РЖД сразу же стоит ожидать увеличения вывоза сырой нефти, а не продуктов переработки. Даже аналитические органы правительства часто подвергаются критике за не очень качественные прогнозы.
Правительству во второй половине года приходится регулярно распределять дополнительные доходы, образующиеся из-за высокой цены на нефть, а освоить их затруднительно, поскольку они появляются в самом конце года. Впрочем, министр финансов Алексей Кудрин полагает, что цены на нефть не предсказуемы. Однако сложности возникают и с прогнозами на другие товары.
Так, в прошлом году Минэкономразвития прогнозировало рост цен на металл в районе 5-6%, в результате получилось более 20%. В этом году рост цен на металл в РЖД прогнозируют в районе 40%, и как поведут себя в ближайшее время клиенты (будут придерживать отгрузку в ожидании роста цен или, наоборот, начнут возить активнее) не могут сказать даже они сами.
«На производстве используются и месячные, и квартальные планы, однако с погрузкой всё сложнее, поскольку договоры между предприятиями часто могут не исполняться», — полагает генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Абрамова.
С этой точки зрения квартальные планы, безусловно, более точны. С другой стороны, как предполагает Елена Абрамова, скорее всего и сами предприятия не могут дать РЖД точный помесячный план выпуска продукции, поэтому часто возникает такая ситуация, когда для компании совершенно неожиданно потребность в услугах перевозки возрастает.
Автор: Сергей Плетнёв
Фото: www.gudok.ru
15.02.2011, 1460 просмотров.