Как рассказал генеральный директор «Укрзализныци» Михаил Костюк, с начала года доходность от транзитных перевозок сократилась на 15%, на 35% упали объёмы перевозки транзита. По отдельным видам грузов падение достигло 40%. В абсолютных цифрах убытки пока не называются — нет итога июня, когда грузы массово пошли мимо Украины через Новороссийск и в других направлениях.
«У нас падение перевозок угля на 33%, а латвийский порт Вентспилс в то же время прибавил в объёмах переработки 20%. Дошло до того, что грузы в Италию переваливаются через балтийские порты», — признался первый заместитель начальника главного коммерческого управления «Укрзализныци» Юрий Меркулов.
Перевозчики связывают падение объёмов транзита с негибкой тарифной политикой и таможенными препонами.
«С начала июня весь транзит обложили 20-процентным НДС, причём узаконили это решение без согласования с транспортным комитетом Верховной рады и транспортным министерством. К тому же у нас совершенно неприемлемые таможенные правила — оформление множества разрешительных документов очень дорого для грузоотправителей, а бесконечные досмотры отбивают охоту везти
«Российские продавцы угля предложили нам сделать доступнее цены на перевозку этого товара в направлении азово-черноморских портов, и мы готовы рассмотреть их заявки на специальном заседании тарифной комиссии, но с учётом гарантированных для этого объёмов», — говорит Юрий Меркулов. Другого пути, как регулирование цен по правилам нового тарифного сборника, где преференции предусмотрены только в случае больших объёмов поставки, у чиновников «Укрзализныци» нет.
«Госмонополия не может демпинговать, поскольку наши железные дороги существуют исключительно за счёт денег, заработанных грузовыми перевозками», — подчёркивает руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин. По его мнению, в потере транзита виновато украинское правительство, которое даже в кризис не разработало мер поддержки тех же транзитных перевозок.
«Остаётся уповать на интерес грузоотправителей к нашим глубоководным портам, привлекать их внимание техническими возможностями, — говорит главный инженер главного управления перевозок „Укрзализныци“ Михаил Семенюк. — С апреля по июнь мы построили за собственные деньги более 50 км вторых путей в направлении Долинская — Николаев».
Со своей стороны коммерческая служба ведомства заявляет, что уже провела ряд переговоров с российскими компаниями — ОАО «НК „Роснефть“, горно-металлургическим холдингом „Металлоинвест“, угольными трейдерами — о гарантированных дополнительных объёмах транзита в направлении южных портов. Так, вместо 620 тыс. тонн железорудного концентрата уже задекларировано 850 тыс. тонн в месяц, обещаны 350 тыс. тонн нефтепродуктов, но только с октября, когда в России закончится речная навигация.
„В остальное время этот груз идёт по рекам — дешевле обходится. Но если зима выдастся суровая, то весь российский мазут может остаться на внутреннем рынке“, — опасаются украинские железнодорожники.
„Единственное, в чём мы сегодня уверены, так это в старых добрососедских связях“, — отмечает Юрий Меркулов. И делится ближайшими планами — возобновить грузопоток в докризисных объёмах, договариваясь в каждом отдельном случае с коллегами соседних стран об упрощении сопровождающих перевозочных документов и применении паритетных сквозных тарифов.
Однако эксперты говорят о другом. „В России чёткая идеология — передавать на Украину лишь те грузы, которые технологически не в состоянии переработать российские порты, а так как кризис подорвал грузооборот во всех странах, нам в таких условиях вообще достанутся крохи“, — считает руководитель экспертной группы консорциума „Менеджмент консалтинг групп“ Дмитрий Подтуркин. И приводит пример: в июне 900 тыс. тонн казахстанской нефти пошло мимо Украины.
24.07.2009, 1700 просмотров.