Эксперты считают, что к осени ОАО «РЖД» покажет гораздо лучшие результаты, чем в прошлом году.
По данным ОАО «РЖД», объём погрузки железными дорогами страны в июне 2009 года снизился по отношению к тому же периоду прошлого года всего на 13,9%, в то время как подобное соотношение май к маю показало минус 20,3%. Отношение минувший месяц к предыдущему месяцу уже давно характеризуется положительной динамикой. Как сообщил «Гудку» заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Виктор Стеценко, перевозки в июне 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 3,8%. По грузам первого класса увеличение составило 6,2%, третьего — 5%, грузы второго класса, впрочем, упали на 1,7%. Небольшое падение второго класса в ЦФТО связывают с сезонностью перевозок.
«К примеру, перевозки нефти и нефтеналивных грузов понизились на 0,6%, что вызвано активностью речного транспорта, — поясняет Виктор Стеценко. — Падение перевозок удобрений на 12% тоже было вполне ожидаемым, поскольку период их внесения в почву завершился, соответственно, упал и экспорт». Из грузов второго класса выросли перевозки зерна (на 1,4%), но этот результат объясняется устойчивой экспортной тенденцией. Значительное падение испытали комбикорма. В июне их было перевезено на 40% меньше, чем в мае, но это связано скорее не с сезонностью, а с отсутствием средств у сельхозпроизводителей. Кстати, на 7,7% упали и перевозки мяса.
Зато в таком важном для всей экономики секторе, как строительство (по нему обычно судят об оживлении экономики), наблюдается не просто заметный, а значительный рост. Строительные грузы относятся к первому классу. Их транспортировка по железным дорогам увеличилась на 9,9%, что касается цемента — рост составил сразу 19%. Это дополнительно почти 1,2 млн тонн. В результате: если в мае 2009 года по отношению к маю предыдущего года по цементу был зафиксирован провал в 28,6%, то в июне подобное соотношение показало минус 12%.
Из значительных по объёму грузов первого класса упали лишь перевозки леса (минус 3,2%), что объясняется сезонным фактором.
Пошли в рост чёрные металлы (плюс 5,4%, третий класс), перевозки металлолома в июне выросли на 23,4%. Металлургические комбинаты в прошлом месяце значительно подняли закупочные цены на металлолом, и его погрузка сразу оживилась. А ведь по этому виду груза в мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 47,5%. Соответственно, в плюсе оказалось всё то, что связано с металлургией. Рост перевозок руды (первый класс) зафиксирован на уровне 3,6%, кокса — на 6,4%.
Правда, этому значительно помог экспорт. Перевозки угля увеличились на 4,9%, это добавило почти миллион тонн к погрузке.
Практически все грузы третьего класса продемонстрировали заметный рост, за исключением автомобилей. Их перевезено меньше на 18,2%, однако это неудивительно, если учесть, что падение производства в общем по российскому автопрому составило свыше 50%.
На 10% выросла перевозка рыбы. Недавно вступили в силу правила, согласно которым российские суда должны сдавать улов в отечественных портах, и это сразу заметным образом отразилось на погрузке.
«По моему мнению, оживление уже происходит, на финансовом рынке появляются средства, что вызывает рост промышленного производства, — считает Виктор Стеценко. — Особенно это заметно в чёрной металлургии. В свою очередь это увеличивает экспорт». Замгендиректора ЦФТО замечает, что с мая этого года экспорт увеличился на 7,2% в основном именно за счёт угля, руды и чёрных металлов. Основной грузопоток идёт в порты, поскольку наши традиционные партнёры на западном направлении, такие как Украина, Венгрия, Словакия, сократили импорт руды и угля на свои заводы.
«Металлургия у нас действительно заметно оживает, — подтверждает гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Абрамова. — Начали увеличиваться летние перевозки нефтепродуктов (бензин, дизельное, авиационное топливо), кроме того, в ряде регионов оживилось строительство, пошли перевозки плодоовощной продукции из южных регионов». Елена Абрамова с уверенностью прогнозирует дальнейший рост перевозок осенью по отношению к прошлому году из-за эффекта низкой базы. «В октябре-ноябре 2008 года был поистине чудовищный спад и в производстве, и в перевозках, хотя последние по сравнению с производством упали не столь сильно“, — замечает аналитик. — Растёт экспорт, и так как промышленность начинает потихоньку оживать, то теперь, разумеется, такого уже не будет».
16.07.2009, 1796 просмотров.