Министерство транспорта подготовило приказ, согласно которому вместе с ОАО «РЖД» на раздельный учёт по доходам и расходам переводятся и его дочерние компании. Это позволит контролирующим органам чётко представлять себе затраты компаний холдинга.
На дочерние компании РЖД теперь будет распространяться методика раздельного учёта доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Такой приказ подготовлен в Минтрансе. Под него подпадает значительная часть «дочек». В первую очередь это Федеральная пассажирская компания, Первая и Вторая грузовые компании, «ТрансКонтейнер» и пригородные пассажирские компании.
Как сообщила «Гудку» начальник отдела методологии и финансово-бюджетной политики Минтранса Елена Поцелуева, из Порядка ведения раздельного учёта, применяемого для РЖД, компании выберут те пункты, которые используются в их деятельности. К таковым документ относит десять видов деятельности. Среди них грузовые перевозки, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, дальние и пригородные пассажирские перевозки, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры.
«После того как приказ будет утверждён в Минюсте, каждой компании мы вышлем письмо с указанием тех видов учёта, которые используются в её основной деятельности», — говорит Елена Поцелуева.
В ОАО «РЖД» раздельный учёт по видам деятельности ведётся уже шесть лет. Это было сделано по настоянию Минфина и Минэкономразвития, которые хотели видеть затраты монополиста. Заместитель руководителя департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Елена Майорова уверена, что сложностей у дочерних компаний возникнуть не должно. Раздельный учёт будет проводиться на единой номенклатурной базе с материнской компанией и с теми же объёмными показателями (тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные пассажиры), поскольку в материнской компании заинтересованы учитывать объём работ на своей инфраструктуре.
В Первой грузовой компании «Гудку» заявили, что никаких сложностей с введением раздельного учёта у них не возникнет. Однако в пригородных компаниях могут возникнуть определённые трудности, так как не на всех компьютерах есть соответствующее программное обеспечение. «Первое время им придётся вести раздельный учёт вручную, — говорит начальник отдела стратегического развития пригородного пассажирского комплекса Центра по корпоративному управлению пригородными перевозками ОАО „РЖД“ Юлия Килина. — Наши эксперты сейчас проводят анализ, как быстрее и дешевле решить эту проблему».
Однако помимо дополнительных расходов здесь будут и очевидные плюсы. Минфин и губернаторы жалуются на то, что в расчётах тарифов на пригородные перевозки нет прозрачности. «Отсутствие раздельного учёта ставит ППК в зависимость от ценовой политики РЖД и мешает принимать меры по снижению себестоимости перевозок», — указывает заместитель директора департамента межбюджетных отношений Минфина Ольга Юдаева.
«В финансовом плане пригородные компании сегодня выпали из правового поля, а методика раздельного учёта позволит им легитимно формировать доходы и расходы, что повысит прозрачность расчётов», — полагает и Юлия Килина.
Автор: Сергей Плетнёв
Фото: photoxpress.ru
24.05.2011, 1684 просмотра.