К такому выводу, в частности, пришли участники совещания, которое провёл вчера первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.
Подводя итоги взаимодействия с морскими портами в 2010 году и в начале 2011 года, Вадим Морозов отметил, что беспрецедентная динамика погрузки и рост перевозок на экспорт стали причиной высокой нагрузки на припортовые дороги.
На фоне снижения на 3% перевозок в порты СНГ и Балтии погрузка в российские порты возросла на 7,4% по сравнению с 2009 годом, составив 203 млн тонн. Через порты Северо-Запада перевезено 80,8 млн тонн, что на 3% выше уровня 2009 года. Перевозки в порты Дальнего Востока увеличились на 31%, составив 65,4 млн тонн. При этом нагрузка на порты Юга страны снизилась на 6% (55,4 млн тонн).
Вадим Морозов обратил внимание участников совещания на неиспользуемый потенциал пропускных способностей. В 2010 году выгрузка вагонов в основных портах обеспечивалась на уровне всего лишь 77% от их перерабатывающих способностей, потери по выгрузке составили 580 тыс. вагонов, или около 38 млн тонн грузов. Одной из причин этого послужило неудовлетворительное использование подвижного состава на путях необщего пользования.
Вадим Морозов отметил, что в текущем году сохраняется тенденция роста объёмов перевозок грузов на экспорт через порты. За январь — февраль 2011 года прирост составил 5,7%.
Начало текущего года оказалось сложным как для железнодорожников, так и для портовиков. Неблагоприятная ситуация с выгрузкой сложилась в портах Северо-Запада из-за сильных снегопадов и сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Сейчас ситуация в заливе только ухудшилась.
Вадим Морозов подчеркнул необходимость внедрения в портах современных техники и технологий, позволяющих сохранить вагонный парк. По его словам, за 2010 год в портах было повреждено более 42 тыс. вагонов. Наибольшее количество — 11,5 тыс. вагонов (32 вагона в среднем в сутки) — повреждено в Мурманском морском торговом порту. За 2 месяца текущего года количество повреждённых вагонов там увеличилось до 44 вагонов в среднем в сутки.
Как рассказал заместитель генерального директора Мурманского морского торгового порта Владимир Пономарёв, порт нуждается в дополнительных железнодорожных подходах. Сейчас все три терминала морского порта — ЗАО «Агросфера», Мурманский балкерный терминал и Второй грузовой район — работают через один железнодорожный подход. Относительно повреждений вагонов он отметил, что снизить их количество поможет только изменение технологии грузовых операций. Разрабатывается документация по строительству вагоноопрокидывателей на территории порта, однако для этого необходимо разрешение владельца земельного участка в лице «Росморпорта». Пока что ММТП не может назвать сроки появления этих устройств на территории порта.
Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко отметил значимость работы ОАО «РЖД» по развитию подходов к портам. В связи с тем, что следующая зима ожидается ещё более холодной, планируется построить специальные ледоколы,чтобы не допустить ситуации, аналогичной той, что сложилась в Финском заливе, сообщил он.
Начальник Октябрьской дороги Виктор Степов сообщил, что в I квартале 2011 года выгрузка на магистрали возросла на 8% (ежедневно выгружается 3250 вагонов), и этому, в частности, способствовало развитие терминала «Петролеспорт». Он отметил, что для обеспечения равномерной погрузки-выгрузки проводятся еженедельные совещания с портами по стабилизации ситуации, создана комиссия по ситуации в Финском заливе, составляются планы погрузки.
По словам начальника Дальневосточной дороги Михаила Заиченко, для обеспечения оперативной подачи вагонов к портам было принято решение удлинить плечо обслуживания. Он также подчеркнул наличие проблемы неоформленных вагонов, из-за которых подвижной состав простаивает на путях. Относительно повреждённых вагонов он сообщил, что с начала года на дороге их было зафиксировано 390 единиц, а «собственники не хотят с ними разбираться».
Вадим Морозов отметил, что необходимо заключать договор с собственником вагона на ремонт, а «порты должны нас в этом поддержать».
Начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Голоскоков говорил о необходимости внесения изменений в статью 39 железнодорожного устава, согласно которой «плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования».
Таким образом, нормативная база не содержит оснований для начисления платы за использование инфраструктуры при нахождении на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику. «Арбитражные суды отказывают нам во взыскании с грузополучателя платы за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, — это главный вопрос, который нам необходимо решить, всё остальное — вопросы технической оснащённости», — отметил Владимир Голоскоков.
Автор: Альбина Булатова
Фото: РИА «Новости»
29.03.2011, 1764 просмотра.